Очередной заезд на сервис в очередной раз выявил проблемы с квалификацией механиков и, главное, их желанием постичь проблему. И вроде ремонт копеечный, и СТО уважаемые, и персонал заранее предупрежден о возможных проблемах — и все равно все делается таким образом, что последствия обслуживания для клиента оказываются самыми печальными. На вопрос сервису, как вы умудрились все сделать наоборот, часто следует «интересный» ответ: это не входило в техрегламент.
Впервые с подобной ситуацией мы столкнулись при сложном ремонте турбодизельного двигателя, когда прямые и косвенные признаки указывали на тот факт, что турбине с большой вероятностью хана. Самое любопытное, что мысленно и финансово к такому положению дел мы были готовы и даже собирались приехать на сервис с уже купленным для замены агрегатом, чтобы закрыть вопрос раз и навсегда.
Но тут неожиданность: механики неофициального, но престижного сервисного центра категорически остановили нас от подобного действия. Мол, не торопитесь, давайте сначала все посмотрят «профессионалы», а уже потом будет понятно, что делать. Ладно, доводы убедительны, тем более когда речь идет об экономии пары десятков тысяч рублей, — может, и вправду с турбиной мы погорячились.
Вечером того же дня прозвучал вердикт: турбину менять не надо, из строя вышел только ее клапан, который можно поменять отдельно, что обойдется вдвое дешевле. Сказано — сделано. Через некоторое время новенький клапан турбонаддува был у мастеров, а мы приготовились вечером забрать машину, которая должна была вновь наполниться первозданной мощностью. Не тут-то было.
Вечерний звонок из сервиса прозвучал издевательски: вы знаете, мы поменяли клапан, но это не помогло, потому что хана турбине... На вопрос, как же, блин, так, если мы сразу предупреждали о том, что наддув, скорее всего, неисправен, и готовы были его поменять, впервые и прозвучало ненавистное слово «регламент».
Оказывается, по статистике чаще всего турбина не выходит из строя целиком, а потому регламентом ее принято диагностировать по частям, меняя подозреваемые в неисправности детали по отдельности. Так, мол, дешевле для владельца. Именно поэтому подозрения клиента как непрофессионала в неисправности всей турбины игнорируются.
Беда в том, что турбонаддув в сборе стоит в полтора раза дешевле, а работы выполняются в два-три раза быстрее, чем ремонт при поэтапной диагностике и частичной замене. Что в итоге в нашем случае и получилось.
Второй заезд уже на другой машине и на другую, но не менее известную СТО и вовсе оказался для автомобиля катастрофическим. Не выдержал приводной ремень, который прямо на ходу стал разрушаться, сообщая об этом соответствующими звуками. Мы не стали рисковать, опасаясь его окончательного обрыва, и вызвали сервисный эвакуатор.
Зная, что остатки разрушенного приводного ремня нередко попадают в привод ГРМ, на сервисе мы решили предупредить приемщиков и мастера смены, что заводить машину нельзя, а вместе с заменой ремня нужно обязательно избавиться от всех ошметков под капотом.
Как выяснилось, под капотом избавились от тех ошметков, которые увидели. Снимать крышку системы ГРМ никто даже не собирался, потому что это дополнительная процедура, которая — внимание! — не прописана в регламенте замены приводного ремня. На прямой вопрос, какова вероятность, что при обрыве эти остатки затянет под ремень ГРМ, сотрудник СТО честно ответил: очень высокая со всеми вытекающими последствиями. Собственно, эти трагические для машины последствия и произошли: проворот ремня ГРМ прямо на сервисе привел к загибу клапанов и фактически к кончине мотора.
Оказалось, если клиент настоятельно не требует совершения конкретных дополнительных процедур с контролем их занесения в заказ-наряд, о которых, само собой, он может просто ничего не знать, а эти процедуры не прописаны в техническом регламенте ремонта, то никто ничего не делает и даже не предлагает сделать «от греха подальше».
То есть мало того, что автовладельцу самому нужно неплохо разбираться в сервисном ремонте, так даже это не дает никаких гарантий, потому что ваши знания и указания механикам ничего не стоят, если это не прописано в регламенте...