Аккумулятор
#61
Отправлено 28 января 2013 - 16:01
#62
Отправлено 28 января 2013 - 16:01
#63
Отправлено 28 января 2013 - 16:03
#64
Отправлено 28 января 2013 - 16:04
Ниже речь пойдет о том, как правильно ухаживать за аккумуляторной батареей (АКБ). Начальные условия следующие – есть исправная АКБ, и представлена методика её обслуживания, позволяющая поддерживать её в работоспособном состоянии и продлить срок эксплуатации. Вопросы как восстановить труп рассматриваться не будут. Под словом труп в этой статье понимается аккумулятор, который требует много времени и действий для оживления с негарантированным результатом.
Подробные методики ухода описаны во многих хороших книгах, например в книжке “В.А. Вершигора, В.И. Зельцер, К.Б. Пятков “Автомобили ВАЗ: Устройство, техническое обслуживание и ремонт””. Но практика показывает, что почти никто из автомобилистов не придерживается этих методик, поскольку они требуют очень много времени для ухода за аккумулятором.
Я делюсь минимальным набором операций, которые по моему личному опыту позволяют поддерживать АКБ в приличной форме более 3 лет, опыт получен на моих 8 автомобилях за 12 лет эксплуатации. Перелопатив кучу литературы и повозившись с кучей АКБ, я сделал три самых главных вывода по уходу за АКБ:
Лучше и проще не допускать разряд АКБ (как и внеплановую беременность) – чем потом выпучив глаза ломать голову что с этим делать!
Есть два основных параметра АКБ – выдаваемое напряжение и ёмкость (как долго будет выдаваться нужное напряжение)
Время потраченное на доведение АКБ до ума должно быть меньшим времени заработка на новый АКБ.
Итак, набор юного аккумуляторщика, или что обязательно должно быть под рукой:
1. Ключ для откручивания пробок. Ширина шлицевой части 1-1,5 см, толщина шлица 1,5–2 мм.
2. Стеклянная трубка с рисками для замера уровня электролита. Где брать саму трубку – у знакомых биологов или химиков. Риски наносятся так: сначала их наносим маркером. Затем по ним аккуратно проходимся гранью трехгранного напильника, до появления матовой полоски. По этой полоске снова проходимся маркером. На матовой части след маркера остается довольно долго, в то время как с гладкой поверхности легко стирается.
Я использовал маркеры для компакт дисков “CD Permanent” фирмы VS.
Желательно сделать деления, соответствующие уровням 5, 10, 15, 20, 25 мм. Дабы самому не запутаться, сделайте метки 5, 15 и 25 красными, а 10 и 20 – зелеными.
Хранят такие трубки в старом чехле от передней панели магнитолы, сделав им удобную пастель из паралона. Трубки не должны болтаться в чехле.
3. Шприц, объем 5 см3. (5 кубиков) Он нужен для доливания дистиллированной воды, ибо при доливании “на глазок” через воронку очень сложно контролировать объем залитого.
4. Ареометр. Это прибор для измерения плотности электролита. Я использую производства компании “Шатлыгин и К”
В чехле он выглядит следующим образом:
5. Вольтметр (Мультиметр):
6. Дистиллированная вода:
7. Средства чистки поверхности АКБ:
– ветошь (самая лучшая получается из старого много раз стиранного постельного белья)
– ватные палочки
– аммиак
– полоски мелкозернистой наждачки
8. Фонарик. Это лучшее средство для контроля за бурлением в банках, т.к. обычного света не всегда хватает, чтоб объективно оценить интенсивность бурления.
9. Нагрузочная вилка. Фотки нет, вилка есть )))
Методика.
Суть моей методики состоит в следующем – два раза в год (я делаю в январе и в июне) необходимо выделить время на обслуживание АКБ. При этом желательно иметь запас времени 2 суток.
Шаг первый – чистка аккумулятора.
В процессе эксплуатации из аккумулятора выкипает электролит, на поверхность попадают жидкости. Это может привести к поверхностному разряду АКБ, т.е. процессу прохождения тока от клеммы до клеммы по поверхности аккумулятора. Ток незначительный, но приводит постепенно к разряду.
Слегка влажной ветошью протираем всю поверхность. В трудные места подлазим ватными палочками. Если после протирки АКБ остаются влажные места – на открытом воздухе протираем эти места ветошью чуть смоченной в аммиаке – он нейтрализует кислоту, а затем это место протираем ветошью, слегка смоченной в дистиллированной воде. Аккумулятор должен всегда быть чистым и сухим, максимум – пыльным.
Шаг второй – проверка текущего состояния.
Проверка текущего состояния осуществляется несколькими косвенными методами, каждый из которых дополняет целостную картину его состояния. ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО, я бы сказал необходимо, чтоб перед этой проверкой АКБ простоял в покое без электрической нагрузки при температуре 20-25 оС около суток, иначе показания измерений нельзя считать объективными.
– проверка напряжения. Соединяем выводы вольтметра с клеммами АКБ. Судим о степени заряда по таблице ниже
Зависимость степени заряда от напряжения на клеммах (6 СТ-55):
Напряжение, В Степень заряженности, %
12,6 100
12,0 75
11,6 50
11,3 25
10,5 0
Источник: Ремонтируем ВАЗ –2106,–ВАЗ21061, Изд-во “За рулём”,2003
– проверка под нагрузочной вилкой. Здесь нужно руководствоваться инструкцией к вилке. У моей вилки (НВ-01, www.orionspb.ru) алгоритм проверки такой: подключаем её на 5 сек и смотрим на напряжение в конце пятой секунды.
Напряжение, В Степень заряженности, %
>10,2 100
9,6 75
9,0 50
8,4 25
<7,8 0
Это тесты, характеризующие степень заряда в целом. Однако нужно знать и состояние каждой банки, поэтому выполняем еще 2 теста:
– замеряем уровень электролита в каждой банке. Для этого вставляем стеклянную трубку до упора в пластины перпендикулярно поверхности АКБ:
– зажимаем (плотно) верхнее отверстие пальцем:
– с зажатым отверстием вынимаем трубку и смотрим на уровень (желательно его записать на листе бумаги)
Запоминаем уровень в каждой банке, но пока не доливаем воду, а проверяем плотность. Для этого грушей набираем электролит и смотрим с какой риской совпадет уровень (на рисунке плотность 1,27 г/см3)
Итак, у нас есть куча цифр – что с ними делать.
1. Показания вольтметра служат для оценки текущего состояния АКБ – по ним мы примерно оцениваем сколько заряжать и стоит ли заряжать вообще. Если за аккумулятором следили вовремя, то на нем вряд ли будет меньше 12,4 В.
2. Показания нагрузочной вилки характеризуют его состояние под нагрузкой (ёмкость). Если АКБ разряжена по показаниям вольтметра, под вилкой он покажет себя тоже разряженным, но есть одно НО. Если под вольтметром он показывает зарядку 100%, но под вилкой разрядился прилично (напряжение меньше 10,2 В) – это труп, он потерял свою ёмкость.
Если по первым двум показаниям АКБ просто требует зарядки, переходим к анализу цифр в 3 и 4 измерениях.
3. Если в какой-либо банке пластины были оголены, то это труп. На пластинах произошла сульфатация, и восстановить в исходное состояние этот АКБ традиционными средствами уже не получится. Максимум – заряжаем как описано далее и доезжаем на нём летний сезон. Небольшие недостатки электролита – 5-10 мм – это не страшно, хотя у меня ни разу за сезон больше 5 мм не выкипало. Итак, если не было оголенных пластин – переходим к анализу плотности.
4. Если плотность упала сильно (<1,20 г/см3 ) – это вероятнее всего труп. Типичные цифры у моих АКБ – от 1,25 до 1,27 г/см3. Как правило, меньшая плотность всегда в крайних банках.
Зависимость степени заряда от плотности электролита при 25 0С (для 6СТ-55):
Степень зарядки, % Плотность электролита, г/см3
100 1,27
75 1,23
50 1,19
ИСТОЧНИК: Автомобили “Жигули” ВАЗ-2103,-2106 и их модификации. Устройство и ремонт. В.А. Вершигора и др., Изд-во “Транспорт”, 1986.
Для нашего распространенного АКБ FireBall (Веста, www,westa.com.ua) плотность должна быть 1,28 г/см3.
Шаг третий – зарядка.
Итак, если на втором шаге АКБ не дефектован, переходим к зарядке.
1. Выставляем уровень электролита. Доливать можно только дистиллированную воду. После доливки зарядка обязательна! Доливаем при помощи шприца, по чуть-чуть. Разница уровней в банках не должна быть более 2 мм.
Про необходимые уровни:
Аккумуляторная батарея 6СТ-55
Уровень электролита: 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов.
Аккумуляторная батарея FireBall 430A
Уровень электролита: 15-25 мм выше верхней кромки сепараторов.
2. Ставим на зарядку. Обладая зарядным устройством с ручной регулировкой зарядного тока я всегда делал так –первым 2-5 минут 2А, затем 4 А около 10 часов. Конец зарядки – это кипение во всех банках. Кипение – это процесс выделения крупных пузырьков (1-2 крупных пузырька в секунду в одной банке). Это пока конец, переходим к пункту 3. Если одна из банок стала кипеть сразу, но аккумулятор разряжен – это труп.
Сейчас у меня автоматическое зарядное:
Алгоритм работы с ним несколько другой. Выставляем начальный ток 2 А, заряжаем намного дольше (сутки и более). К концу первых суток зарядный ток падает до 0,5 А. Это пока конец, переходим к пункту 3.
В процессе зарядки регулярно протираем заливные горловины, т.к. выплескивается электролит!
В процессе зарядки АКБ должен иметь температуру окружающей среды. Если он где-нибудь по поверхности греется – это труп.
3. Даём отстояться сутки.
4. Проводим измерения согласно шагу два. Измерения важно сделать все, т.к. могут зарядиться не все банки. Это приводит к тому – что вольтметр показывает хорошее напряжение, но в некоторых банках плотность еще не пришла в норму. Из-за этих банок, если они есть, снова выполняем шаг 3 – зарядку.
Как правило, 48 часов даже в автоматическом режиме достаточно для заряда живого, пусть и разряженного АКБ.
Если характеристики измерений (напряжение, напряжение под вилкой и плотность) не пришли в норму за 2 суток – это труп, или АКБ для летнего периода.
Хранить неэксплуатируемый АКБ нужно в заряженном состоянии, при этом немного подзаряжать хотя бы раз в месяц.
Разряжать аккумулятор на 100% крайне не рекомендуется, особенно содержащий кальций.
При установке на авто зачистить клеммы и АКБ и проводов мелкой наждачкой.
Добавленно позже.
2 КАМА(З) - могу скинуть word-версию для конвертирования
Добавленно позже.
2 kama(z) - Плиз, потом почисти тему )
Сообщение отредактировал zalex: 28 января 2013 - 16:09
#66
Отправлено 28 января 2013 - 16:18
Добавленно позже.
Цитата (CEMEH @ 28.01.2013 - 14:55) |
– Шаг третий – зарядка. "...это кипение во всех банках ..... В процессе зарядки регулярно протираем заливные горловины, т.к. выплескивается электролит!". Вот без этого вполне можно обойтись! |
Под утро, в зависимости от геометрии горловин, капель очень много, на вкус - кислотные )))) Так что раз в 6 часов обязательно протираю.
Про подзарядку быстро - я просто не сторонник, хотя и не отрицаю другие методики. При таком быстром заряде (накинул на несколько часов)/снял - не знаешь состояние банок (((
В своей же статье я пытался описать минимум действий по заведомо зарекомендовавшему для меня способу не погубить АКБ и поддерживать в постоянной боеготовности.
На рабочих машинах, правда, грешен ))))
Добавленно позже.
Цитата (kama(z) @ 28.01.2013 - 15:12) |
Ой бля.... |
Что случилось?
#68
Отправлено 28 января 2013 - 16:26
А вот про взрывы первый раз читаю. Но я в гараже и дома не курю, а вот искры....
Добавленно позже.
Семен - а с необслуживаемыми сталкивался? Дырки то просверлить можно, а как потом, кроме деревянных чопиков, их заделать красиво?
Добавленно позже.
2 Kama(z) - так что с форматированием )))))? Word-файл нужон?
#69
Отправлено 28 января 2013 - 17:31
Цитата (zalex @ 28.01.2013 - 15:26) |
Семен - а с необслуживаемыми сталкивался? Дырки то просверлить можно, а как потом, кроме деревянных чопиков, их заделать красиво? |
У большинства "необслуживаемых" крышка имеется, но незаметна и снимается нелегко. Отверстия же можно залить из клеевого пистолета CLUE GUN
#70
Отправлено 28 января 2013 - 17:39
#71
Отправлено 28 января 2013 - 17:40
#72
Отправлено 28 января 2013 - 18:45
#73
Отправлено 28 января 2013 - 18:46
Добавленно позже.
Сижу разбираюсь)
#74
Отправлено 28 января 2013 - 18:49
#75
Отправлено 10 февраля 2013 - 12:10
- Правда ли, что при установке аккумулятора большей емкости, чем штатный, он будет недозаряжаться, а стартер от чрезмерного тока выйдет из строя?
- Неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Вот вам аналогия: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана всё тот же стакан – как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.
Нашел тут
Добавленно позже.
Кстати если верить ЗР, то лучшие акумы это VARTA и MEDALIST
#76
Отправлено 10 февраля 2013 - 12:14
Цитата |
то касается ожидаемой поломки стартера, его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. |
Ээээ а где это утверждалось? Сие вообще бредятина полнейшая, коя ясна любому семикласснику, даже если 2/3 уроков физики он проспал
Добавленно позже.
Цитата |
Кстати если верить ЗР, то лучшие акумы это |
БОШ форевер))) Сам правда на варте сейчас - на момент покупки не было бошевских "кубиков".
#77
Отправлено 10 февраля 2013 - 15:07
#78
Отправлено 10 февраля 2013 - 15:15
#79
Отправлено 10 февраля 2013 - 15:18
Цитата |
Ну так у тебя Варта или Медалист может 10 лет отходит. Не думал? |
Не думаю. На мото вартовский меняли раз в сезон.
#80
Отправлено 10 февраля 2013 - 15:30
Сообщение отредактировал А.Г.Р.О.Н.О.М.: 10 февраля 2013 - 15:31
Количество Тавроводов, читающих эту тему: 0
0 Тавроводов, 0 гостей, 0 анонимных