Полностью повторять всю историю "тридцатки" я не буду, она приведена в прошлых постах.
После войны "тридцатку" полностью восстановили. Вместо двухорудийных башен установили трехорудийные, снятые с линкора "Михаил Фрунзе" (до 1926г "Полтава"). Пробегусь коротко по его истории:
Линкор российского и советского флота. Второй корабль в серии из четырёх дредноутов типа «Севастополь». Заложен 16 июня 1909 года на Адмиралтейском заводе в городе Санкт-Петербурге одновременно с линкором «Гангут». Строитель корабля — В. А. Лютер. Спущен на воду 27 июня 1911 года. Вступил в строй 4 декабря 1914 года. После приёмочных испытанный перешел в Гельсингфорс, где базировался в составе первой бригады линейных кораблей Балтийского флота. В апреле 1918 года участвовал в «Ледовом походе» из Гельсингфорса в Кронштадт, а в октябре был переведен в Петроград для консервации.
24 ноября 1919 года, во втором часу дня, на стоявшем в Петрограде, на длительном хранении (на консервации), у стенки Адмиралтейского завода, линкоре «Полтава» возник сильный пожар, оказавшийся роковым для корабля.
В результате пожара полностью выгорели: три паровых котла, центральный артиллерийский пост, нижняя и верхняя боевые рубки со сложенным в них для долговременного хранения артиллерийским имуществом, коридоры электропроводов, носовая электродинамо (электростанция). Восстановление повреждений причинённых пожаром, в условиях разрухи было признано невозможным. Последующие решения о восстановлении линкора неоднократно переносились, в связи с финансовыми затруднениями. В результате, корабль был разоружён, а его механизмы, кабели и прочее оборудование были использованы для восстановления и ремонта трех других однотипных линкоров. Постановлением Совета труда и обороны от 2 сентября 1924 года с корабля были сняты остатки артиллерийского вооружения. 7 января 1926 года переименован в «Фрунзе».
В начале 1920-х годов рассматривались различные проекты перестройки корабля. Один из проектов предполагал переделку бывшего линкора в авианосец с последующим переводом на Черное море. Предполагалось, что авианосец сможет брать на борт 50 самолетов. Однако проект так и не был реализован.
В 1927 года было принято решение возобновить восстановление «Фрунзе» с учетом новых требований. Однако выяснилось, что денег на столь масштабный проект не хватает. Линкор планировлось восстановить с «малой модернизацией»: вместо прежних 25 котлов корабль получал 12 новых, более мощных, из числа изготовленных для линейных крейсеров типа «Измаил». Однако 17 декабря 1928 года Совет труда и обороны своим решением прекратил восстановительные работы.
В 1931 года была высказана мысль о переделке линкора в трехбашенный линейный крейсер по проекту Б. Е. Алякрицкого и С. Н. Благовещенского. После обследования корпуса судна его состояние было признано удовлетворительным, и Балтийский завод получил указание приступить к детальной разработке проекта. Однако техническое задание постоянно менялось, предлагались новые и новые варианты модернизации, в результате чего в августе 1934 года, в связи с началом массового строительства легких кораблей и подводных лодок, вновь поступило предложение исключить линкор из списков на восстановление. К концу года это решение было принято окончательно.
В сентябре 1935 года вновь вернулись к идее восстановления линкора в качестве тихоходной плавучей батареи, но пока шла работа над вариантами проекта уже началось проектирование новых линкоров, в связи с чем 9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ окончательно признал восстановление «Фрунзе» нецелесообразным и постановил демонтировать оставшееся оборудование на запасные части для линкоров типа «Марат». Корпус планировалось вывести в море и установить на банке для использования в качестве мишени.
После войны при восстановлении и модернизации батареи №30 (Севастополь) башни и орудия взяли с балтийского линкора «Фрунзе», где они и находятся по сей день. Две башни линкора «Полтава» в настоящее время находятся в составе «Ворошиловской батареи», филиала Военно-исторического Музея Тихоокеанского флота, вблизи Владивостока, на острове Русском.
Рядом с железобетонным основанием батареи стоят три снаряда: осколчно-фугасный, бронебойный и учебная болванка. Весят такие снаряды почти по полтонны.
Далее поднимаюсь к башням. Всего их две, по три орудия в каждой. Башни бронированные. Толщина брони 200мм сверху и 300мм с боку. Могут выдержать воздушный ядерный взрыв. Немцы долго не могли вывезти их из строя. Вблизи башни просто огромные. Вес каждого ствола 50т, вес башни (без орудий) 300т. А общий вес всей артиллерийской установки почти 1000т.
Орудийные башни кругового вращения, по 185 град. в каждую сторону, скорость полного оборота — 1 минута. Подача снарядов полуавтоматическая. Вращение башни осуществляется электродвигателями, но в случае выхода их из строя возможен ручной поворот. Для выстрела используется электрозапал, но возможен выстрел и простым пороховым запалом.
Далее спускаемся под землю. Освещения в подземной части батареи плохое, поэтому качество фото будут не очень. Длинные коридоры-потерны проходят под обеими орудийными башнями. Казематы размещали в себе полный расчет батареи. Каждое помещение защищено бронедверью, позволяя сберечь личный состав и оборудование от взрывов. Устройство потерн и размещение помещений в них позволяли вести защитникам коридорные бои, используя двери как укрытия.
В подорудийном помещении хранятся снаряды и расположен механизм подачи. На стеллажах во время обороны Севастополя находились фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, бронебойные, бетонобойные, фугасно-бронебойные, шрапнельные, зажигательные, дымовые, осветительные снаряды и снаряды с листовками.
Механизмы оборудованы электрическим и ручным приводами, позволяя подать снаряд даже в случае перебоев с энергообеспечением батареи. Специальные клещи захватывают снаряд со стеллажа и перекладывают на подающую ленту.
Снаряды и пороховые заряды хранятся отдельно. Пороховой погреб сами военные в шутку называют "винным" из-за схожести.
Связь внутри батареи между помещениями телефонная, но есть телеграф и даже переговорные трубки на случай выхода телефона и телеграфа из строя.
Также на территории батареи есть небольшой музей, расположенный в бывшей Ленинской комнате. Там хранятся фотографии, журналы, образцы снарядов и зарядов и различное снаряжение, найденное при восстановлении батареи.
Очень заинтересовали эти фотографии. На левой нижней — король Румынии Михай I с делегацией, приехавший осмотреть руины батареи после того как она была полностью уничтожена. Судя по всему приехал посмотреть где все его боевые румыны сгинули))))) Немцы когда поняли опасность прямого штурма батареи, отправляли вперед своих союзников румынов)))))
На правой немецкие офицеры и судя по форме японский офицер. Да, вы не ошиблись, японский военный в Севастополе. А ведь мы в это время были с Японией еще не в состоянии войны. Скорее всего японцы приехали изучить внутреннее устройство батареи, ее защиту и возможности, т.к в случае попытки ввязаться Японии в войну с СССР им бы пришлось на Дальнем востоке столкнуться с аналогичной батареей на острове Русском.
Кстати, именно тут снимались эпизоды фильма "Ответный ход" (1981), "Диверсионная" группа Тарасова,
Волентира, Швеца и Зиновьевой проникает на береговую батарею и захватывает блок управления стрельбой. Затем по системе тоннелей диверсанты проходят на аэродром «Северных», атакуют передвижной командный пункт «Северных» и забирают у генерала секретные документы.
Посещение "тридцатки" оставило огромное впечатление. Я очень давно мечтал попасть внутрь и вот получилось. Надеюсь что в будущем здесь все таки организуют музей, чтобы все любители военной истории смогли сами в живую осмотреть легендарную "тридцатку".